Изменения, вызванные принятием Постановления Правительства РФ от 1 ноября 2012 г. N 1119 " Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных"
Что нового?
- Признается утратившим силу постановление правительства от 17 ноября 2007 г. № 781;
- Дано понятие безопасности персональных данных;
- Определено, что выбор средств защиты для систем защиты ПДн осуществляются оператором в соответствии с НПА, принятыми ФСБ и ФСТЭК.
- Дана новая классификация (5 типов ИСПДн);
- Введены 3 типа угроз безопасности персональных данных;
- Введены 4 уровня защищенности персональных данных;
- Установлены требования по обеспечению каждого уровня защищенности.
Признается утратившим силу постановление правительства от 17 ноября 2007 г. № 781
Фактически перестают действовать руководящие документы ФСБ и ФСТЭК, базировавшиеся на ПП-781:
- Приказ ФСТЭК, ФСБ, Мининформсвязи от 13 февраля 2008 г. N 55/86/20 «Порядок проведения классификации информационных систем персональных данных;
- Приказ ФСТЭК от 5 февраля 2010 г. N 58 «Об утверждении Положения о методах и способах защиты информации в информационных системах персональных данных»;
- Руководящий документ ФСТЭК от 15 февраля 2008 г. «Рекомендации по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»
- Руководящий документ 8 Центра ФСБ России N 149/54-144 от 21 февраля 2008 г. «Методические рекомендации по обеспечению с помощью криптосредств безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств автоматизации»;
- Руководящий документ 8 центра ФСБ России N 149/6/6-622 21 февраля 2008 года «Типовые требования по организации и обеспечению функционирования шифровальных (криптографических) средств, предназначенных для защиты информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, в случае их использования для обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных».
Изменение подхода к сертификации:
- Принятые в начале 2012 года руководящие документы ФСТЭК по системам обнаружения вторжений (СОВ) и средствам антивирусной защиты (САЗ) привязаны в 4 классам ИСПДн – указанные РД были предназначены для разработчиков средств защиты, заявителей на сертификацию, а также испытательных лабораторий и органов по сертификации. ;
- принятый 4 года назад подход по указанию в сертификатах ФСТЭК класса ИСПДн, для которого возможно применение прошедшего оценку соответствия средства защиты теперь невозможно;
- судьба уже выданных сертификатов на средства защиты непонятна.
Безопасность персональных данных
Безопасность персональных данных при их обработке в информационной системе обеспечивается с помощью системы защиты персональных данных, нейтрализующей актуальные угрозы, определенные в соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона «О персональных данных».
Система защиты персональных данных включает в себя организационные и (или) технические меры, определенные с учетом актуальных угроз безопасности персональных данных и информационных технологий, используемых в информационных системах.
Статья 19. Меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке
5. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Банк России, органы государственных внебюджетных фондов, иные государственные органы в пределах своих полномочий принимают нормативные правовые акты, в которых определяют угрозы безопасности персональных данных, актуальные при обработке персональных данных в информационных системах персональных данных, эксплуатируемых при осуществлении соответствующих видов деятельности, с учетом содержания персональных данных, характера и способов их обработки.
Выбор средств защиты ПДн
Выбор средств защиты информации для системы защиты персональных данных осуществляется оператором в соответствии с нормативными правовыми актами, принятыми Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной службой по техническому и экспортному контролю во исполнение части 4 статьи 19 Федерального закона «О персональных данных».
Статья 19. Меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке
3. Правительство Российской Федерации с учетом возможного вреда субъекту персональных данных, объема и содержания обрабатываемых персональных данных, вида деятельности, при осуществлении которого обрабатываются персональные данные, актуальности угроз безопасности персональных данных устанавливает:
1) уровни защищенности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных в зависимости от угроз безопасности этих данных;
2) требования к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные уровни защищенности персональных данных;
3) требования к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных.
4. Состав и содержание необходимых для выполнения установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 настоящей статьи требований к защите персональных данных для каждого из уровней защищенности, организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий.
Новая классификация ИСПДн
ПО ВИДУ ОБРАБАТЫВАЕМЫХ ПДн
- ИСПДн обрабатывающая специальные категории ПДн (ИСПДн-С)
ПДн касающиеся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных и философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни субъектов
- ИСПДн обрабатывающая биометрические ПДн (ИСПДн-Б)
сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных, и не обрабатываются сведения, относящиеся к специальным категориям персональных данных
- ИСПДн обрабатывающая общедоступные ПДн (ИСПДн-О)
ПДн полученные только из общедоступных источников персональных данных, созданных в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О персональных данных»
- ИСПДн обрабатывающая иные категории ПДн (ИСПДн-И)
если не обрабатываются ПДн, указанные в абзацах первом - третьем настоящего пункта
ПО ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ОБРАБАТЫВАЕМЫХ ПДн
- ИСПДн обрабатывающая ПДн сотрудников оператора
ПДн только указанных сотрудников (кадры). В остальных случаях информационная система персональных данных является информационной системой, обрабатывающей персональные данные субъектов персональных данных, не являющихся сотрудниками оператора. Могут быть специальные, общедоступные и иные.
Типы угроз безопасности ПДн
Под актуальными угрозами безопасности персональных данных понимается совокупность условий и факторов, создающих актуальную опасность несанкционированного, в том числе случайного, доступа к персональным данным при их обработке в информационной системе, результатом которого могут стать уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение персональных данных, а также иные неправомерные действия.
3 типа угроз ПДн:
Угрозы 1-го типа (уровень системы) актуальны для информационной системы, если для нее в том числе актуальны угрозы, связанные с наличием недокументированных (недекларированных) возможностей в системном программном обеспечении, используемом в информационной системе.
Угрозы 2-го типа (уровень приложения) актуальны для информационной системы, если для нее в том числе актуальны угрозы, связанные с наличием недокументированных (недекларированных) возможностей в прикладном программном обеспечении, используемом в информационной системе.
Угрозы 3-го типа (уровень пользователя) актуальны для информационной системы, если для нее актуальны угрозы, не связанные с наличием недокументированных (недекларированных) возможностей в системном и прикладном программном обеспечении, используемом в информационной системе.
Определение типа угроз безопасности персональных данных, актуальных для информационной системы, производится оператором с учетом оценки возможного вреда, проведенной во исполнение пункта 5 части 1 статьи 181 Федерального закона «О персональных данных», и в соответствии с нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение части 5 статьи 19 Федерального закона «О персональных данных».
Уровни защищенности ИСПДн
При обработке персональных данных в информационных системах устанавливаются 4 уровня защищенности персональных данных.
Необходимость обеспечения определенного уровня защищенности определяется типом ИСПДн, типом актуальных угроз и количеством субъектов, ПДн которых обрабатываются в ИСПДн.
Необходимость обеспечения определенного уровня защищенности ПДн устанавливается при наличие хотя бы одного из условий
угрозы 1 типа |
угрозы 2 типа |
угрозы 3 типа |
|
ИСПДн-С |
1 |
- |
- |
ИСПДн-Б |
1 |
2 |
3 |
ИСПДн-О |
2 |
- |
4 |
ИСПДн-И |
1 |
- |
- |
ИСПДн – С. Не сотрудников |
- |
2 < 100000 > 1 |
3 < 100000 > 2 |
ИСПДн-С сотрудников |
- |
2 |
3 |
ИСПДн-О Не сотрудников |
- |
3 < 100000 > 2 |
- |
ИСПДн-О сотрудников |
- |
3 |
- |
ИСПДн-И сотрудников |
- |
3 |
4 |
ИСПДн-И Не сотрудников |
- |
3 < 100000 > 2 |
4 < 100000 > 3 |
Необходимость обеспечения определенного уровня защищенности ПДн устанавливается при наличие хотя бы одного из условий.
Требования |
1 |
2 |
3 |
4 |
Регулярный контроль за выполнением требований Контроль за выполнением настоящих требований организуется и проводится оператором самостоятельно и (или) с привлечением лицензиатов ФСТЭК. |
* |
* |
* |
* |
Физ.безопасность и контроль доступа Организация режима обеспечения безопасности помещений, в которых размещена ИСПДн, препятствующего возможности неконтролируемого проникновения или пребывания в этих помещениях лиц, не имеющих права доступа в эти помещения |
* |
* |
* |
* |
Безопасность носителей Обеспечение сохранности носителей персональных данных |
* |
* |
* |
* |
Перечень допущенных лиц Утверждение руководителем оператора документа, определяющего перечень лиц, доступ которых к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе, необходим для выполнения ими служебных (трудовых) обязанностей |
* |
* |
* |
* |
Сертифицированные СЗИ Использование СЗИ, прошедших процедуру оценки соответствия требованиям законодательства РФ в области обеспечения безопасности информации, в случае, когда применение таких средств необходимо для нейтрализации актуальных угроз |
* |
* |
* |
* |
Назначение ответственного за безопасность ПДн Назначение должностного лица (работника), ответственного за обеспечение безопасности ПДн в ИСПДн |
* |
* |
* |
- |
Контроль доступа к эл. журналу доступа. Обеспечение доступа к содержанию электронного журнала сообщений исключительно для должностных лиц (работников) оператора или уполномоченного лица, которым сведения, содержащиеся в указанном журнале, необходимы для выполнения служебных (трудовых) обязанностей |
* |
* |
- |
- |
Автоматическая регистрация в эл. журнале доступа Автоматическая регистрация в электронном журнале безопасности изменения полномочий сотрудника оператора по доступу к ПДн, содержащимся в ИСПДн |
* |
- |
- |
- |
Создание структурного подразделения Создание структурного подразделения, ответственного за обеспечение безопасности ПДн в ИСПДн, либо возложение на одно из структурных подразделений функций по обеспечению такой безопасности |
* |
- |
- |
|
Требования по обеспечению уровня защищенности
Для обеспечения 4-го уровня защищенности:
а) организация режима обеспечения безопасности помещений, в которых размещена информационная система, препятствующего возможности неконтролируемого проникновения или пребывания в этих помещениях лиц, не имеющих права доступа в эти помещения;
б) обеспечение сохранности носителей персональных данных;
в) утверждение руководителем оператора документа, определяющего перечень лиц, доступ которых к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе, необходим для выполнения ими служебных (трудовых) обязанностей;
г) использование средств защиты информации, прошедших процедуру оценки соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности информации, в случае, когда применение таких средств необходимо для нейтрализации актуальных угроз.
Для обеспечения 3-го уровня защищенности:
а) выполнение требований, предусмотренных для 4-го уровня защищенности;
б) назначение должностного лица (работника), ответственного за обеспечение безопасности персональных данных
Для обеспечения 2-го уровня защищенности:
а) выполнение требований, предусмотренных для 3-го уровня защищенности;
б) доступ к содержанию электронного журнала сообщений был возможен исключительно для должностных лиц (работников) оператора или уполномоченного лица, которым сведения, содержащиеся в указанном журнале, необходимы для выполнения служебных (трудовых) обязанностей.
Для обеспечения 1-го уровня защищенности:
а) выполнение требований, предусмотренных для 2-го уровня защищенности;
б) автоматическая регистрация в электронном журнале безопасности изменения полномочий сотрудника оператора по доступу к персональным данным, содержащимся в информационной системе;
в) создание структурного подразделения, ответственного за обеспечение безопасности персональных данных в информационной системе, либо возложение на одно из структурных подразделений функций по обеспечению такой безопасности.
Контроль выполнения требований
Контроль за выполнением требований организуется и проводится оператором (уполномоченным лицом) самостоятельно и (или) с привлечением на договорной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на осуществление деятельности по ТЗКИ.
Проводится не реже 1 раза в 3 года в сроки, определяемые оператором (уполномоченным лицом).
Операторам на данный момент необходимо проверить себя по следующим вопросам:
Разработать/Внедрить если еще не сделали:
- Определить перечень носителей ПДн и требования по их хранению, использованию, транспортировке и уничтожению.
- Обеспечить физическую безопасность носителей ПДн и контроль доступа в помещения обработки ПДн. Хорошей практикой является наличие утвержденного списка лиц, допущенных в серверное помещение. Иногда регуляторы еще и спрашивают про перечень лиц, допущенных во все помещения, где производится обработка ПДн, но, на мой взгляд, это излишне.
- Назначить должностное лицо (работника), ответственного за обеспечение безопасности ПДн в ИСПДн. Надо различать ответственного за обработку и за обеспечение безопасности ПДн.
- Разработать и утвердить перечень лиц, допущенных к обработке ПДн.
- Для СЗПДн использовать СЗИ, прошедшие процедуру оценки соответствия.
- Определить процедуру регулярных проверок выполнения требований к СЗПДн (процедура внутреннего контроля).
Пересмотреть/Доработать с учетом новых данных:
- Пересмотреть протокол возможного ущерба субъектам ПДн.
- Пересмотреть и обновить Акты классификации ИСПДн с учетом уровней защищенности.
Быть готовым к пересмотру и доработке:
- Быть готовым к пересмотру модели угроз ИСПДн.
- Быть готовым к пересмотру всей СЗПДн и закупке новых СЗИ.
- Начать думать об электронном журнале (что это и какие технологии используются) и обеспечить его безопасность.