Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001-2006 Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Требования
Утвержден
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 27 декабря 2006 г. N 375-ст
Дата введения -
февраля 2008 года
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.
СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ТРЕБОВАНИЯ
INFORMATION TECHNOLOGY. SECURITY TECHNIQUES. INFORMATION
SECURITY MANAGEMENT SYSTEMS. REQUIREMENTS
ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001-2006
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".
Сведения о стандарте
1. Подготовлен Федеральным государственным учреждением "Государственный научно-исследовательский испытательный институт проблем технической защиты информации Федеральной службы по техническому и экспортному контролю" (ФГУ "ГНИИИ ПТЗИ ФСТЭК России") и Обществом с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма "Кристалл" (ООО "НПФ "Кристалл") на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4.
2. Внесен Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2006 г. N 375-ст.
4. Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО/МЭК 27001:2005 "Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Требования" (ISO/IEC 27001:2005 "Information technology - Security techniques - Information security management systems - Requirements").
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочного международного стандарта соответствующий ему национальный стандарт Российской Федерации, сведения о котором приведены в дополнительном Приложении D.
5. Введен впервые.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
0. Введение
0.1. Общие положения
Настоящий стандарт подготовлен в качестве модели для разработки, внедрения, функционирования, мониторинга, анализа, поддержки и улучшения системы менеджмента информационной безопасности (СМИБ). Внедрение СМИБ является стратегическим решением организации. На проектирование и внедрение СМИБ организации влияют потребности и цели организации, требования безопасности, используемые процессы, а также масштабы деятельности и структура организации. Предполагается, что вышеуказанные факторы и поддерживающие их системы будут изменяться во времени. Предполагается также, что СМИБ будет изменяться пропорционально потребностям организации, т.е. для простой ситуации потребуется простое решение по реализации СМИБ.
Положения настоящего стандарта могут быть использованы как внутри организации, так и внешними организациями для оценки соответствия.
0.2. Процессный подход
Настоящий стандарт предполагает использовать процессный подход для разработки, внедрения, обеспечения функционирования, мониторинга, анализа, поддержки и улучшения СМИБ организации.
Для успешного функционирования организация должна определить и осуществить менеджмент многочисленных видов деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая в целях преобразования входов в выходы, может быть рассмотрена как процесс. Часто выход одного процесса непосредственно формирует вход для следующего процесса.
Использование внутри организации системы процессов наряду с идентификацией и взаимодействием этих процессов, а также менеджмент процессов могут быть определены как "процессный подход".
Согласно предлагаемому настоящим стандартом процессному подходу применительно к менеджменту информационной безопасности (ИБ) особую значимость для пользователей имеют следующие факторы:
a) понимание требований информационной безопасности организации и необходимости установления политики и целей информационной безопасности;
b) внедрение и использование мер управления для менеджмента рисков ИБ среди общих бизнес-рисков организации;
c) мониторинг и проверка производительности и эффективности СМИБ;
d) непрерывное улучшение СМИБ, основанное на результатах объективных измерений.
В настоящем стандарте представлена модель "Планирование (Plan) - Осуществление (Do) - Проверка (Check) - Действие (Act)" (PDCA), которая может быть применена при структурировании всех процессов СМИБ. На рисунке 1 показано, как СМИБ, используя в качестве входных данных требования ИБ и ожидаемые результаты заинтересованных сторон, с помощью необходимых действий и процессов выдает выходные данные по результатам обеспечения информационной безопасности, которые соответствуют этим требованиям и ожидаемым результатам. Рисунок 1 иллюстрирует также связи между процессами, описанными в разделах 4, 5, 6, 7 и 8.
┌──────────┐ ┌─────────┐
│Заинтере- │ ┌──────────────────────────────────────────────┐ │Заинтере-│
│сованные │ │ Планирование │ │сованные │
│стороны │ │ ┌──────────┐ │ │стороны │
│ │ │ │Разработка│ │ │ │
│ │ │ ┌──┤ СМИБ │<───┐ │ │ │
│ │ │ │ └──────────┘ │ │ │ │
│ │ │ \/ │ │ │ │
│ │ │Осуществ-┌──────────┐ ┌───────────┐ Действие│ │ │
│ │ │ление │Внедрение │ │ Поддержка │ │ │ │
│ │ │ │и функцио-│ │и улучшение│ │ │ │
│ │ │ │нирование │ │ СМИБ │ │ │ │
│ │ │ │СМИБ │ └───────────┘ │ │ │
│ │ │ └─┬────────┘ /\ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ ┌───────────┐ │ │ │ │
│ │ │ │ │Проведение │ │ │ │ │
│Требования│ │ └──>│мониторинга├──┘ │ │Управляе-│
│и ожидае- │ │ │ и анализа │ │ │мая ИБ │
│мые ├─>│ │ СМИБ │ ├─>│ │
│результаты│ │ └───────────┘ │ │ │
│в области │ │ Проверка │ │ │
│ИБ │ └──────────────────────────────────────────────┘ │ │
└──────────┘ └─────────┘
Рисунок 1
Принятие модели PDCA также отражает принципы, установленные в Директивах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и определяющие безопасность информационных систем и сетей [1]. Настоящий стандарт представляет наглядную модель для реализации на практике указанных принципов, которые позволяют осуществить оценку рисков, проектирование и реализацию системы информационной безопасности, ее менеджмент и переоценку.
Примеры
1. Требование может заключаться в том, чтобы нарушения информационной безопасности не приводили к значительному финансовому ущербу для организации и/или к существенным затруднениям в ее деятельности.
2. Ожидаемым результатом может быть наличие в организации достаточно хорошо обученных сотрудников для проведения процедур, позволяющих минимизировать возможные неблагоприятные последствия в случае серьезного инцидента, например несанкционированного проникновения (атаки хакеров) на веб-сайт организации, через который она осуществляет электронную торговлю.
Связи между процессами, описанными в разделах 4, 5, 6, 7 и 8, представлены также в таблице 1.
Таблица 1
Планирование |
Разработка политики, установление целей, процессов |
Осуществление (внедре- |
Внедрение и применение политики информационной |
Проверка (проведение |
Оценка, в том числе, по возможности, количествен- |
Действие (поддержка и |
Проведение корректирующих и превентивных действий, |
0.3. Совместимость с другими системами менеджмента
Настоящий стандарт согласован со стандартами ИСО 9001:2000 "Системы менеджмента качества. Требования" [2] и ИСО 14001:2004 "Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению" [3] в целях поддержки последовательного и интегрированного внедрения и взаимодействия с другими подобными взаимосвязанными стандартами в области менеджмента. Таким образом, одна правильно построенная система менеджмента в организации может удовлетворять требованиям всех этих стандартов.
Таблица С.1 иллюстрирует взаимосвязь между разделами настоящего стандарта, а также ИСО 9001:2000 и ИСО 14001:2004.
Настоящий стандарт позволяет организации регулировать СМИБ или интегрировать ее с соответствующими требованиями других систем менеджмента.
1. Область применения
1.1. Общие положения
Настоящий стандарт предназначен для применения организациями любой формы собственности (например, коммерческими, государственными и некоммерческими организациями). Настоящий стандарт устанавливает требования по разработке, внедрению, функционированию, мониторингу, анализу, поддержке и улучшению документированной системы менеджмента информационной безопасности (СМИБ) среди общих бизнес-рисков организации. Кроме этого, стандарт устанавливает требования по внедрению мер управления информационной безопасностью и ее контроля, которые могут быть использованы организациями или их подразделениями в соответствии с установленными целями и задачами обеспечения информационной безопасности (ИБ).
Целью построения СМИБ является выбор соответствующих мер управления безопасностью, предназначенных для защиты информационных активов и гарантирующих доверие заинтересованных сторон.
Примечание - Термин "бизнес", в настоящем стандарте понимаемый в широком смысле, обозначает всю ту деятельность, которая является основой для целей существования организации.
1.2. Применение
Требования, устанавливаемые настоящим стандартом, предназначены для применения во всех организациях независимо от типа, масштабов и сферы их деятельности. Исключение любого из требований, указанных в разделах 4, 5, 6, 7 и 8, не допускается, если организация заявляет о соответствии ее СМИБ настоящему стандарту.
Любой отказ от применения той или иной меры управления, обусловленный необходимостью удовлетворения критериев принятия рисков, должен быть обоснован. Необходимо также наличие адекватных доказательств того, что подобные риски были уже приняты ответственными лицами. При исключении каких-либо мер управления заявления о соответствии организации настоящему стандарту неправомочны, кроме случаев, когда эти исключения не влияют на способность и/или обязанность организации обеспечивать информационную безопасность, которая соответствует требованиям безопасности, установленным соответствующими законодательными актами или определенными на основе оценок рисков.
Примечание - Если организация уже имеет действующую систему менеджмента бизнес-процессов (например, в соответствии с ИСО 9001 [2] или ИСО 14001 [3]), тогда в большинстве случаев предпочтительнее удовлетворить требования настоящего стандарта в рамках этой существующей системы менеджмента.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующий стандарт:
ИСО/МЭК 17799:2005. Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Практические правила менеджмента информационной безопасности.
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1. Активы (asset): все, что имеет ценность для организации.
(ИСО/МЭК 13335-1:2004) [4]
3.2. Доступность (availability): свойство объекта находиться в состоянии готовности и возможности использования по запросу авторизованного логического объекта.
(ИСО/МЭК 13335-1:2004) [4]
3.3. Конфиденциальность (confidentiality): свойство информации быть недоступной и закрытой для неавторизованного индивидуума, логического объекта или процесса.
(ИСО/МЭК 13335-1:2004) [4]
3.4. Информационная безопасность; ИБ (information security): свойство информации сохранять конфиденциальность, целостность и доступность.
Примечание - Кроме того, данное понятие может включать в себя также и свойство сохранять аутентичность, подотчетность, неотказуемость и надежность.
(ИСО/МЭК 17799:2005)
3.5. Событие информационной безопасности (information security event): идентифицированное возникновение состояния системы, услуги или сети, указывающее на возможное нарушение политики информационной безопасности, отказ защитных мер, а также возникновение ранее неизвестной ситуации, которая может быть связана с безопасностью.
(ИСО/МЭК ТО 18044:2004) [5]
3.6. Инцидент информационной безопасности (information security incident): любое непредвиденное или нежелательное событие, которое может нарушить деятельность или информационную безопасность.
Примечание - Инцидентами информационной безопасности являются:
- утрата услуг, оборудования или устройств;
- системные сбои или перегрузки;
- ошибки пользователей;
- несоблюдение политики или рекомендаций по ИБ;
- нарушение физических мер защиты;
- неконтролируемые изменения систем;
- сбои программного обеспечения и отказы технических средств;
- нарушение правил доступа.
(ИСО/МЭК ТО 18044:2004) [5]
3.7. Система менеджмента информационной безопасности; СМИБ (information security management system; ISMS): часть общей системы менеджмента, основанная на использовании методов оценки бизнес-рисков для разработки, внедрения, функционирования, мониторинга, анализа, поддержки и улучшения информационной безопасности.
Примечание - Система менеджмента включает в себя организационную структуру, политики, деятельность по планированию, распределение ответственности, практическую деятельность, процедуры, процессы и ресурсы.
3.8. Целостность (integrity): свойство сохранять правильность и полноту активов.
(ИСО/МЭК 13335-1:2004) [4]
3.9. Остаточный риск (residual risk): риск, остающийся после его обработки.
(Руководство ИСО/МЭК 73:2002) [6]
3.10. Принятие риска (risk acceptance): решение по принятию риска.
(Руководство ИСО/МЭК 73:2002) [6]
3.11. Анализ риска (risk analysis): систематическое использование информации для определения источников риска и количественной оценки риска.
(Руководство ИСО/МЭК 73:2002) [6]
3.12. Оценка риска (risk assessment): общий процесс анализа риска и его оценивания.
(Руководство ИСО/МЭК 73:2002) [6]
3.13. Оценивание риска (risk evaluation): процесс сравнения количественно оцененного риска с заданными критериями риска для определения его значимости.
(Руководство ИСО/МЭК 73:2002) [6]
3.14. Менеджмент риска (risk management): скоординированные действия по руководству и управлению организацией в отношении риска.
Примечание - Обычно менеджмент риска включает в себя оценку риска, обработку риска, принятие риска и коммуникацию риска.
(Руководство ИСО/МЭК 73:2002) [6]
3.15. обработка риска (risk treatment): Процесс выбора и осуществления мер по модификации риска.
(Руководство ИСО/МЭК 73:2002) [6]
Примечания:
1. Меры по обработке риска могут включать в себя избежание, оптимизацию, перенос или сохранение риска.
2. В настоящем стандарте термин "мера управления" (control) использован как синоним термина "мера" (measure).
3.16. Положение о применимости (statement of applicability): документированное предписание, определяющее цели и меры управления, соответствующие и применимые к системе менеджмента информационной безопасности организации.
Примечание - Цели и меры управления основываются на результатах и выводах процессов оценки и обработки рисков, на требованиях законодательных или нормативных актов, на обязательствах по контракту и бизнес-требованиях организации по отношению к информационной безопасности.
4. Система менеджмента информационной безопасности
4.1. Общие требования
Организация должна разработать, внедрить, обеспечить функционирование, вести мониторинг, анализировать, поддерживать и непрерывно улучшать документированную СМИБ применительно ко всей деловой деятельности организации и рискам, с которыми она сталкивается. С учетом целей настоящего стандарта используемый процесс основан на применении модели PDCA, приведенной на рисунке 1.
4.2. Разработка системы менеджмента информационной безопасности. Управление системой менеджмента информационной безопасности
4.2.1. Разработка системы менеджмента информационной безопасности
Организация должна осуществить следующее:
a) определить область и границы действия СМИБ с учетом характеристик бизнеса, организации, ее размещения, активов и технологий, в том числе детали и обоснование любых исключений из области ее действия (см. 1.2);
b) определить политику СМИБ на основе характеристик бизнеса, организации, ее размещения, активов и технологий, которая:
1) содержит концепцию, включающую в себя цели, основные направления и принципы действий в сфере ИБ;
2) принимает во внимание требования бизнеса, нормативно-правовые требования, а также договорные обязательства по обеспечению безопасности;
3) согласуется со стратегическим содержанием менеджмента рисков организации, в рамках которого будет разрабатываться и поддерживаться СМИБ;
4) устанавливает критерии оценки рисков (см. 4.2.1, перечисление c));
5) утверждается руководством организации.
Примечание - Для целей настоящего стандарта политика СМИБ имеет приоритет перед политикой ИБ. Эти политики могут быть изложены в одном документе.
c) определить подход к оценке риска в организации, для чего необходимо:
1) определить методологию оценки риска, подходящую для СМИБ, которая должна соответствовать требованиям обеспечения деятельности организации и нормативно-правовым требованиям информационной безопасности;
2) разработать критерии принятия риска и определить приемлемые уровни риска (см. 5.1, перечисление f)).
Выбранная методология оценки риска должна обеспечивать сравнимые и воспроизводимые результаты.
Примечание - Имеются различные методологии оценки риска. Примеры таких методологий даны в ИСО/МЭК ТО 13335-3:1998 "Руководство по управлению безопасностью информационных технологий. Часть 3. Методы управления безопасностью информационных технологий" [7].
d) идентифицировать риски, для чего необходимо:
1) идентифицировать активы в пределах области функционирования СМИБ и определить владельцев этих активов.
--------------------------------
Здесь и далее "владелец" определяет лицо или организацию, которые имеют утвержденные руководством обязательства по контролю за производством, разработкой, поддержкой, использованием и безопасностью активов. Термин "владелец" не означает, что лицо действительно имеет какие-либо права собственности на актив.
2) идентифицировать угрозы этим активам;
3) идентифицировать уязвимости активов, которые могут быть использованы угрозами;
4) идентифицировать последствия воздействия на активы в результате возможной утраты конфиденциальности, целостности и доступности активов;
e) проанализировать и оценить риски, для чего необходимо:
1) оценить ущерб для деятельности организации, который может быть нанесен в результате сбоя обеспечения безопасности, с учетом возможных последствий нарушения конфиденциальности, целостности или доступности активов;
2) оценить реальную вероятность сбоя обеспечения безопасности с учетом превалирующих угроз, уязвимостей и их последствий, связанных с этими активами, а также с учетом применяемых мер управления безопасностью;
3) оценить уровни рисков;
4) определить, являются ли риски приемлемыми или требуют обработки с использованием критериев допустимости рисков, установленных в 4.2.1, перечисление c);
f) определить и оценить различные варианты обработки рисков. Возможные действия:
1) применение подходящих мер управления;
2) сознательное и объективное принятие рисков при условии, что они полностью соответствуют требованиям политики и критериям организации в отношении принятия рисков (см. 4.2.1, перечисление c), 2);
3) избежание рисков;
4) передача соответствующих деловых рисков сторонним организациям, например страховщикам или поставщикам;
g) выбрать цели и меры управления для обработки рисков.
Цели и меры управления должны быть выбраны и реализованы так, чтобы удовлетворять требованиям, определенным в процессе оценки и обработки рисков. Этот выбор должен учитывать критерии принятия рисков (см. 4.2.1, перечисление c), 2)), а также нормативно-правовые требования и договорные обязательства.
Цели и меры управления должны быть выбраны согласно Приложению A как часть процесса оценки и обработки рисков и соответствовать требованиям этого процесса.
Перечень целей и мер управления, приведенный в Приложении A, не является исчерпывающим, а потому могут быть выбраны дополнительные цели и меры управления.
Примечание - Приложение A содержит подробный перечень целей и мер управления, обычно используемых в организациях. Рекомендуется использовать этот перечень в качестве исходных данных, позволяющих выбрать рациональный вариант мер управления и контроля;
h) получить утверждение руководством предполагаемых остаточных рисков;
i) получить разрешение руководства на внедрение и эксплуатацию СМИБ;
j) подготовить Положение о применимости, которое включает в себя следующее:
1) цели и меры управления, выбранные в 4.2.1, перечисление g), и обоснование этого выбора;
2) цели и меры управления, реализованные в настоящее время (см. 4.2.1, перечисление e), 2));
3) перечень исключенных целей и мер управления, указанных в Приложении A, и процедуру обоснования их исключения.
Примечание - Положение о применимости содержит итоговые решения, касающиеся обработки рисков. Обоснование исключений предусматривает перекрестную проверку, позволяющую определить, что ни одна мера управления не была случайно упущена.
4.2.2 Внедрение и функционирование системы менеджмента информационной безопасности
Организация должна выполнить следующее:
a) разработать план обработки рисков, определяющий соответствующие действия руководства, ресурсы, обязанности и приоритеты в отношении менеджмента рисков ИБ (см. раздел 5);
b) реализовать план обработки рисков для достижения намеченных целей управления, включаю щий в себя вопросы финансирования, а также распределение функций и обязанностей;
c) внедрить меры управления, выбранные согласно 4.2.1, перечисление g), для достижения целей управления;
d) определить способ измерения результативности выбранных мер управления или их групп и использования этих измерений для оценки результативности управления с целью получить сравнимые и воспроизводимые данные (см. 4.2.3, перечисление c)).
Примечание - Измерение результативности мер управления позволяет руководителям и персоналу определить, в какой степени меры управления способствуют достижению намеченных целей управления.
e) реализовать программы по обучению и повышению квалификации сотрудников (см. 5.2.2);
f) управлять работой СМИБ;
g) управлять ресурсами СМИБ (см. 5.2);
h) внедрить процедуры и другие меры управления, обеспечивающие быстрое обнаружение событий ИБ и реагирование на инциденты, связанные с ИБ (см. 4.2.3, перечисление a)).
4.2.3. Проведение мониторинга и анализа системы менеджмента информационной безопасности
Организация должна осуществлять следующее:
a) выполнять процедуры мониторинга и анализа, а также использовать другие меры управления в следующих целях:
1) своевременно обнаруживать ошибки в результатах обработки;
2) своевременно выявлять удавшиеся и неудавшиеся попытки нарушения и инциденты ИБ;
3) предоставлять руководству информацию для принятия решений о ходе выполнения функций по обеспечению ИБ, осуществляемых как ответственными лицами, так и информационными технологиями;
4) способствовать обнаружению событий ИБ и, таким образом, предотвращать инциденты ИБ путем применения средств индикации;
5) определять, являются ли эффективными действия, предпринимаемые для устранения нарушения безопасности;
b) проводить регулярный анализ результативности СМИБ (включая проверку ее соответствия политике и целям СМИБ и анализ мер управления безопасностью) с учетом результатов аудиторских проверок ИБ, ее инцидентов, результатов измерений эффективности СМИБ, а также предложений и другой информации от всех заинтересованных сторон;
c) измерять результативность мер управления для проверки соответствия требованиям ИБ;
d) пересматривать оценки рисков через установленные периоды времени, анализировать остаточные риски и установленные приемлемые уровни рисков, учитывая изменения:
1) в организации;
2) в технологиях;
3) в целях деятельности и процессах;
4) в выявленных угрозах;
5) в результативности реализованных мер управления;
6) во внешних условиях, например изменения нормативно-правовых требований, требований договорных обязательств, а также изменения в социальной структуре общества;
e) проводить внутренние аудиты СМИБ через установленные периоды времени (см. раздел 6).
Примечание - Внутренние аудиты, иногда называемые аудитами первой стороны, проводятся самой организацией (или внешней организацией от ее имени) для собственных целей.
f) регулярно проводить руководством организации анализ СМИБ в целях подтверждения адекватности ее функционирования и определения направлений совершенствования (см. 7.1);
g) обновлять планы ИБ с учетом результатов анализа и мониторинга;
h) регистрировать действия и события, способные повлиять на результативность или функционирование СМИБ, в соответствии с 4.3.3.
4.2.4. Поддержка и улучшение системы менеджмента информационной безопасности
Организация должна регулярно осуществлять следующее:
a) выявлять возможности улучшения СМИБ;
b) предпринимать необходимые корректирующие и предупреждающие действия в соответствии с 8.2 и 8.3, использовать на практике опыт по обеспечению ИБ, полученный как в собственной организации, так и в других организациях;
c) передавать подробную информацию о действиях по улучшению СМИБ всем заинтересованным сторонам, при этом степень ее детализации должна соответствовать обстоятельствам и, при необходимости, согласовывать дальнейшие действия;
d) обеспечивать внедрение улучшений СМИБ для достижения запланированных целей.
4.3. Требования к документации
4.3.1. Общие положения
Документация должна включать в себя записи решений руководства, позволяющие обеспечивать контроль выполнения решений руководства и политик организации, а также обеспечивать воспроизводимость документированных результатов.
Важно иметь обратную связь выбранных мер управления с результатами процессов оценки и обработки риска, а также последних с политикой СМИБ и целями СМИБ.
Документация СМИБ должна включать в себя следующее:
a) документированные положения политики СМИБ (см. 4.2.1, перечисление b)) и целей СМИБ;
b) область функционирования СМИБ (см. 4.2.1, перечисление a));
c) процедуры и меры управления, поддерживающие СМИБ;
d) описание методологии оценки риска (см. 4.2.1, перечисление c));
e) отчет по оценке рисков (см. 4.2.1, перечисления c) - g));
f) план обработки рисков;
g) документированные процедуры, необходимые организации для обеспечения эффективного планирования, внедрения процессов в области ИБ и управления этими процессами, а также описания путей оценки результативности мер управления (см. 4.2.3, перечисление c));
h) учетные записи (см. 4.3.3);
i) положение о применимости.
Примечания:
1. Согласно настоящему стандарту термин "документированная процедура" означает, что процедура установлена, документально оформлена, реализована и поддерживается на должном уровне.
2. Для разных организаций объем документации СМИБ может быть различным в зависимости:
- от размера организации и вида ее деятельности;
- от области применения и сложности требований безопасности и от управляемой системы.
3. Документы и учетные записи могут существовать в любой форме и на носителях любого типа.
4.3.2. Управление документами
Для разработки, актуализации, использования, хранения и уничтожения документов СМИБ, а также их защиты в организации должна существовать документированная процедура, определяющая действия руководства по:
a) утверждению документов СМИБ перед их изданием;
b) пересмотру и обновлению, при необходимости, документов, а также повторному их утверждению;
c) обеспечению идентификации внесенных изменений и текущего статуса документов;
d) обеспечению наличия версий соответствующих документов в местах их использования;
e) определению порядка просмотра документов и их идентификации;
f) обеспечению доступа к документам авторизованным лицам, а также передачи, хранения и уничтожения в соответствии с процедурами, применимыми к степени их конфиденциальности;
g) идентификации документов, созданных вне организации;
h) обеспечению контроля за распространением документов;
i) предотвращению непреднамеренного использования устаревших документов;
j) использованию соответствующей идентификации устаревших документов в случае их дальнейшего хранения.
4.3.3. Управление записями
Для предоставления свидетельств соответствия требованиям и результативности функционирования СМИБ необходимо вести и поддерживать в рабочем состоянии учетные записи. Учетные записи необходимо контролировать и защищать. СМИБ должна принимать во внимание все нормативно-правовые требования и договорные обязательства, имеющие отношение к ИБ. Записи должны быть четкими, легко идентифицируемыми и восстанавливаемыми. Меры управления, требуемые для идентификации, хранения, защиты, поиска, определения сроков хранения и уничтожения записей должны быть документированы и реализованы.
Кроме этого, следует вести и хранить записи о выполнении процессов, описанных в 4.2, и обо всех значительных инцидентах информационной безопасности, связанных со СМИБ.
Пример - Примерами записей являются: журнал регистрации посетителей, отчеты о результатах аудитов, заполненные формы авторизации доступа.
5. Ответственность руководства
5.1. Обязательства руководства
Руководство организации должно предоставлять доказательства выполнения своих обязательств в отношении разработки, внедрения, обеспечения функционирования, мониторинга, анализа, поддержки и улучшения СМИБ путем осуществления следующих мер:
a) разработки политики СМИБ;
b) обеспечения разработки целей и планов СМИБ;
c) определения функций и ответственности в области ИБ;
d) доведения до всех сотрудников организации информации о важности достижения целей информационной безопасности и соответствия ее требованиям политики организации, об их ответственности перед законом, а также о необходимости непрерывного совершенствования в реализации мер ИБ;
e) выделения необходимых и достаточных ресурсов для разработки, внедрения, обеспечения функционирования, мониторинга, анализа, поддержки и улучшения СМИБ (см. 5.2.1);
f) установления критериев принятия рисков и уровней их приемлемости;
g) обеспечения проведения внутренних аудитов СМИБ (см. раздел 6);
h) проведения анализа СМИБ со стороны руководства (см. раздел 7).
5.2. Управление ресурсами
5.2.1. Обеспечение ресурсами
Организация должна определить и предоставить ресурсы, необходимые для:
a) разработки, внедрения, обеспечения функционирования, мониторинга, анализа, улучшения и поддержки СМИБ;
b) поддержки требований бизнеса процедурами информационной безопасности;
c) выявления и обеспечения выполнения требований соответствующих законов, нормативных актов, а также договорных обязательств в области информационной безопасности;
d) поддержания адекватной безопасности путем правильного применения всех реализованных мер управления;
e) проведения, при необходимости, анализа и принятия соответствующих мер по его результатам;
f) повышения, при необходимости, результативности СМИБ.
5.2.2. Подготовка, осведомленность и квалификация персонала
Организация должна обеспечить необходимую квалификацию персонала, на который возложены обязанности выполнения задач в рамках СМИБ путем:
a) определения требуемого уровня знаний и навыков для персонала, который выполняет работу, влияющую на СМИБ;
b) организации обучения персонала или принятия других мер (например, наем компетентного персонала) для удовлетворения указанных потребностей;
c) оценки результативности предпринятых действий;
d) ведения записей об образовании, подготовке, навыках, опыте и квалификации сотрудников (см. 4.3.3).
Организация должна также обеспечить понимание всеми соответствующими сотрудниками значимости и важности деятельности в области информационной безопасности, и их роли в достижении целей СМИБ.
6. Внутренние аудиты системы менеджмента
информационной безопасности
Организация должна в соответствии с утвержденным графиком проводить внутренние аудиты СМИБ, позволяющие установить, что цели управления, меры управления, процессы и процедуры СМИБ:
a) соответствуют требованиям настоящего стандарта и соответствующим законам или нормативным документам;
b) соответствуют установленным требованиям ИБ;
c) результативно внедряются и поддерживаются;
d) функционируют должным образом.
Программа аудита должна быть спланирована с учетом статуса и важности проверяемых процессов и зон, подлежащих аудиту, а также результатов предыдущих аудитов. Должны быть определены критерии, область, частота и методы аудита. Отбор аудиторов и процедура аудита должны обеспечивать его объективность и беспристрастность. Аудиторы не должны проводить проверку своей собственной работы.
Правила и требования, относящиеся к планированию, проведению аудита, сообщению о его результатах и поддержанию в рабочем состоянии учетных записей (см. 4.3.3), должны быть документированы.
Руководитель, ответственный за проверяемый участок деятельности организации, должен своевременно и без задержки обеспечить проведение проверки в целях устранения обнаруженных несоответствий и их причин. Последующие действия должны включать в себя проверку предпринятых действий и сообщение о результатах проверки (см. раздел 8) [8].
7. Анализ системы менеджмента информационной безопасности
со стороны руководства
7.1. Общие положения
Руководство должно в соответствии с утвержденным графиком периодически (не менее одного раза в год) проводить анализ СМИБ организации в целях обеспечения ее постоянной пригодности, адекватности и результативности. Результаты анализа должны содержать предложения по изменению СМИБ и оценку их реализации в интересах обеспечения выполнения требований политики и целей информационной безопасности. Результаты таких проверок должны быть зафиксированы документально, а учетные записи должны быть сохранены (см. 4.3.3).
7.2. Входные данные для анализа системы менеджмента информационной безопасности
Входные данные для анализа СМИБ со стороны руководства должны включать в себя следующую информацию:
a) результаты предыдущих аудитов и анализа СМИБ;
b) результаты взаимодействия с заинтересованными сторонами;
c) методы, средства или процедуры, которые могут быть использованы в организации для совершенствования функционирования и повышения результативности СМИБ;
d) правовое обоснование предупреждающих и корректирующих действий;
e) уязвимости или угрозы, которые не были адекватно учтены в процессе предыдущей оценки рисков;
f) результаты количественной оценки результативности СМИБ;
g) последующие действия, вытекающие из предыдущего анализа со стороны руководства;
h) любые изменения, которые могли бы повлиять на СМИБ;
i) рекомендации по улучшению.
7.3. Выходные данные анализа системы менеджмента информационной безопасности
Выходные данные анализа СМИБ со стороны руководства должны включать в себя все решения и действия, направленные:
a) на повышение результативности СМИБ;
b) на обновление планов оценки и обработки рисков;
c) на модификацию процедур и мер управления и контроля, влияющих на ИБ, с целью обеспечить реагирование на внутренние или внешние события, которые могут оказать воздействие на СМИБ, включая изменения:
1) в бизнес-требованиях;
2) в требованиях безопасности;
3) в бизнес-процессах, влияющих на существующие бизнес-требования;
4) в законах и нормативных документах;
5) в договорных обязательствах;
6) в уровнях риска и/или критериев принятия риска;
d) на потребности в ресурсах;
e) на совершенствование способов оценки результативности мер управления.
8. Улучшение системы менеджмента
информационной безопасности
8.1. Постоянное улучшение
Организация должна постоянно повышать результативность СМИБ посредством уточнения политики ИБ, целей ИБ, использования результатов аудитов, анализа контролируемых событий, корректирующих и предупреждающих действий, а также использования руководством результатов анализа СМИБ (см. раздел 7).
8.2. Корректирующие действия
Организация должна проводить мероприятия по устранению причин несоответствий требованиям СМИБ с целью предупредить их повторное возникновение. Документированная процедура корректирующего действия должна устанавливать требования по:
a) выявлению несоответствий;
b) определению причин несоответствий;
c) оцениванию необходимости действий во избежание повторения несоответствий;
d) определению и реализации необходимых корректирующих действий;
e) ведению записей результатов предпринятых действий (см. 4.3.3);
f) анализу предпринятого корректирующего действия.
8.3. Предупреждающие действия
Организация должна определять действия, необходимые для устранения причин потенциальных несоответствий требованиям СМИБ, с целью предотвратить их повторное появление. Предпринимаемые предупреждающие действия должны соответствовать последствиям потенциальных проблем. Документированная процедура предпринятого предупреждающего действия должна устанавливать требования по:
a) выявлению потенциальных несоответствий и их причин;
b) оцениванию необходимости действия с целью предупредить появление несоответствий;
c) определению и реализации необходимого предупреждающего действия;
d) записи результатов предпринятого действия (см. 4.3.3);
e) анализу результатов предпринятого действия.
Организация должна определить изменения в оценках рисков и установить требования к предупреждающим действиям, при этом обращая особое внимание на существенно измененные количественные показатели рисков.
Приоритеты в отношении реализации предупреждающих действий должны быть определены на основе результатов оценки риска.
Примечание - Обычно затраты на проведение мероприятий по предотвращению несоответствий более экономичны, чем на корректирующие действия.
Приложение A
(рекомендуемое)
ЦЕЛИ И МЕРЫ УПРАВЛЕНИЯ
Цели и меры управления, перечисленные в таблице А.1, непосредственно взяты из перечня целей и мер управления, приведенного в ИСО/МЭК 17799.2005, разделы 5 - 15, и полностью с ним согласованы. Перечень мер управления, содержащийся в данной таблице, не является исчерпывающим, и организация может рассмотреть необходимость дополнительных целей и мер управления. Выбор целей и мер управления и контроля, приведенных в таблице, должен быть осуществлен в соответствии с разделом 4.
Таблица A.1
ЦЕЛИ И МЕРЫ УПРАВЛЕНИЯ
А.5. Политика безопасности |
||
А.5.1. Политика информационной безопасности |
||
А.5.1.1. |
Документирова- |
Политика информационной безопасности должна |
А.5.1.2. |
Анализ полити- |
Политика информационной безопасности |
А.6. Организация информационной безопасности |
||
А.6.1. Внутренняя организация |
||
А.6.1.1. |
Обязанности |
Руководство организации должно постоянно под- |
А.6.1.2. |
Координация |
Действия по обеспечению информационной |
А.6.1.3. |
Распределение |
Обязанности персонала по обеспечению |
А.6.1.4. |
Процедура |
Руководство должно определить и внедрить |
А.6.1.5. |
Соглашения о |
Руководство организации должно определять |
А.6.1.6. |
Взаимодействие |
Руководство организации должно поддерживать |
А.6.1.7. |
Взаимодействие |
Руководство организации должно поддерживать |
А.6.1.8. |
Независимая |
Порядок организации и управления информацион- |
А.6.2. Обеспечение безопасности при наличии доступа сторонних |
||
А.6.2.1. |
Определение |
Перед предоставлением доступа сторонним |
А.6.2.2. |
Рассмотрение |
Перед предоставлением клиентам права доступа |
А.6.2.3. |
Рассмотрение |
Соглашения со сторонними организациями должны |
А.7. Управление активами |
||
А.7.1. Ответственность за защиту активов организации |
||
А.7.1.1. |
Инвентаризация |
Опись всех важных активов организации должна |
А.7.1.2. |
Владение |
Вся информация и активы, связанные со |
А.7.1.3. |
Приемлемое |
Правила безопасного использования информации |
А.7.2. Классификация информации |
||
А.7.2.1. |
Основные |
Информация должна быть классифицирована |
А.7.2.2. |
Маркировка и |
В соответствии с принятой в организации |
А.8. Правила безопасности, связанные с персоналом |
||
А.8.1. Перед трудоустройством |
||
А.8.1.1. |
Функции и |
Функции и обязанности персонала по обеспече- |
А.8.1.2. |
Проверка при |
Проверка всех кандидатов на постоянную рабо- |
А.8.1.3. |
Условия |
Сотрудники, подрядчики и пользователи сторон- |
А.8.2. Работа по трудовому договору |
||
А.8.2.1. |
Обязанности |
Руководство организации должно требовать, |
А.8.2.2. |
Осведомлен- |
Все сотрудники организации и, при необходимо- |
А.8.2.3. |
Дисциплинарная |
К сотрудникам, совершившим нарушение |
А.8.3. Увольнение или изменение трудового договора |
||
А.8.3.1. |
Ответствен- |
Ответственность по окончании действия |
А.8.3.2. |
Возврат |
Сотрудники, подрядчики и пользователи сторон- |
А.8.3.3 |
Аннулирование |
Права доступа к информации и средствам |
А.9. Физическая защита и защита от воздействия окружающей среды |
||
А.9.1. Охраняемые зоны |
||
А.9.1.1. |
Периметр |
Для защиты зон, где имеются информация и сред- |
А.9.1.2. |
Контроль |
Охраняемая зона должна быть защищена |
А.9.1.3. |
Обеспечение |
Требования к обеспечению физической |
А.9.1.4. |
Защита от |
Требования к обеспечению физической защиты |
А.9.1.5. |
Выполнение |
Требования по физической защите и рекоменда- |
А.9.1.6. |
Зоны общест- |
Места доступа, такие как зоны приема, отгруз- |
А.9.2. Безопасность оборудования |
||
А.9.2.1. |
Размещение и |
Оборудование должно быть размещено и защищено |
А.9.2.2. |
Вспомогатель- |
Оборудование необходимо защищать от перебоев |
А.9.2.3. |
Безопасность |
Силовые и телекоммуникационные кабельные се- |
А.9.2.4. |
Техническое |
Должно проводиться надлежащее регулярное |
А.9.2.5. |
Обеспечение |
При обеспечении безопасности оборудования, |
А.9.2.6. |
Безопасная |
Все компоненты оборудования, содержащие |
А.9.2.7. |
Вынос имущест- |
Оборудование, информацию или программное |
А.10. Управление средствами коммуникаций и их функционированием |
||
А.10.1. Эксплуатация средств и ответственность |
||
А.10.1.1. |
Документирова- |
Операционные процедуры должны документиро- |
А.10.1.2. |
Управление |
Изменения в конфигурациях средств обработки |
А.10.1.3. |
Разграничение |
Обязанности в области ответственности должны |
А.10.1.4. |
Разграничние |
Средства разработки, тестирования и эксплуа- |
А.10.2. Управление поставкой услуг лицами и/или сторонними организаиями |
||
А.10.2.1. |
Оказание услуг |
Должна быть обеспечена уверенность в том, что |
А.10.2.2. |
Мониторинг и |
Необходимо регулярно проводить мониторинг, |
А.10.2.3. |
Изменения при |
Изменения при оказании услуг по обеспечению |
А.10.3. Планирование производительности и загрузки систем |
||
А.10.3.1. |
Управление |
Необходимо осуществлять прогнозирование, |
А.10.3.2. |
Приемка систем |
Должны быть определены критерии принятия |
А.10.4. Защита от вредоносного кода и мобильного кода |
||
А.10.4.1. |
Меры защиты от |
Должны быть реализованы меры по обнаружению, |
А.10.4.2. |
Меры защиты от |
Там, где разрешено использование мобильного |
А.10.5. Резервирование |
||
А.10.5.1. |
Резервирование |
Резервные копии информации и программного |
А.10.6. Управление безопасностью сети |
||
А.10.6.1. |
Средства |
Сети должны быть адекватно управляемыми и |
А.10.6.2. |
Безопасность |
Меры обеспечения безопасности, уровни обслу- |
А.10.7. Обращение с носителями информации |
||
А.10.7.1. |
Управление |
Для управления съемными носителями информации |
А.10.7.2. |
Утилизация |
Носители информации, когда в них больше нет |
А.10.7.3. |
Процедуры |
Для обеспечения защиты информации от несанк- |
А.10.7.4. |
Безопасность |
Системная документация должна быть защищена |
А.10.8. Обмен информацией |
||
А.10.8.1. |
Политики и |
Должны существовать формализованные процеду- |
А.10.8.2. |
Соглашения по |
Между организацией и сторонними организациями |
А.10.8.3. |
Защита |
Носители информации должны быть защищены от |
А.10.8.4. |
Электронный |
Информация, используемая в электронном обмене |
А.10.8.5. |
Системы |
Требования и процедуры должны быть разработа- |
А.10.9. Услуги электронной торговли |
||
А.10.9.1. |
Электронная |
Информация, используемая в электронной |
А.10.9.2. |
Трансакции в |
Информация, используемая в трансакциях в ре- |
А.10.9.3. |
Общедоступная |
Информация, предоставляемая через |
А.10.10. Мониторинг |
||
А.10.10.1. |
Ведение |
Должны быть обеспечены ведение и хранение в |
А.10.10.2. |
Мониторинг |
Должны быть установлены процедуры, позволяю- |
А.10.10.3. |
Защита инфор- |
Средства регистрации и информация журналов |
А.10.10.4. |
Журналы регис- |
Действия системного администратора и |
А.10.10.5. |
Регистрация |
Неисправности должны быть зарегистрированы, |
А.10.10.6. |
Синхронизация |
Часы всех соответствующих систем обработки |
А.11. Контроль доступа |
||
А.11.1. Бизнес-требования к контролю доступа |
||
А.11.1.1. |
Политика |
Политика контроля доступа должна быть устано- |
А.11.2. Управление доступом пользователей |
||
А.11.2.1. |
Регистрация |
Должна быть установлена формализованная про- |
А.11.2.2. |
Управление |
Предоставление и использование привилегий |
А.11.2.3. |
Управление |
Предоставление паролей должно быть контроли- |
А.11.2.4. |
Пересмотр прав |
Руководство должно периодически осуществлять |
А.11.3 Ответственность пользователей |
||
А.11.3.1. |
Использование |
Пользователи должны соблюдать правила безо- |
А.11.3.2. |
Оборудование, |
Пользователи должны обеспечивать соответст- |
А.11.3.3. |
Правила |
Должны быть приняты правила "чистого стола" |
А.11.4. Контроль сетевого доступа |
||
А.11.4.1. |
Политика в |
Пользвателям следует предоставлять доступ к |
А.11.4.2. |
Аутентификация |
Для контроля доступа удаленных пользователей |
А.11.4.3. |
Идентификация |
Автоматическая идентификация оборудования |
А.11.4.4. |
Защита диагно- |
Физический и логический доступ к портам |
А.11.4.5. |
Принцип |
В сетях должны быть применены принципы |
А.11.4.6. |
Контроль |
Подключение пользователей к совместно |
А.11.4.7. |
Контроль |
Должны быть внедрены средства управления и |
А.11.5. Контроль доступа к операционной системе |
||
А.11.5.1. |
Безопасные |
Контроль доступа к операционным системам |
А.11.5.2. |
Идентификация |
Все пользователи должны иметь уникальные |
А.11.5.3. |
Система |
Системы управления паролями должны быть |
А.11.5.4. |
Использование |
Использование системных утилит, которые могут |
А.11.5.5. |
Периоды |
Необходимо обеспечить завершение сеансов |
А.11.5.6. |
Ограничение |
Ограничение времени соединения должно быть |
А.11.6. Контроль доступа к прикладным системам и информации |
||
А.11.6.1. |
Ограничения |
Доступ к информации и функциям прикладных си- |
А.11.6.2. |
Изоляция сис- |
Системы, обрабатывающие важную информацию, |
А.11.7. Работа с переносными устройствами и работа в дистанционном режиме |
||
А.11.7.1. |
Работа с |
Необходимо иметь в наличии формализованную |
А.11.7.2. |
Работа в |
Для работы в дистанционном режиме необходимо |
А.12. Разработка, внедрение и обслуживание информационных систем |
||
А.12.1. Требования к безопасности информационных систем |
||
А.12.1.1. |
Анализ и |
В формулировках требований бизнеса для новых |
А.12.2. Правильная обработка данных в приложениях |
||
А.12.2.1. |
Проверка |
Входные данные для приложений должны быть |
А.12.2.2. |
Контроль |
Для обнаружения искажений (ошибок или предна- |
А.12.2.3. |
Целостность |
Должны быть определены требования для |
А.12.2.4. |
Подтверждение |
Данные, выводимые из приложения, необходимо |
А.12.3. Криптографические средства защиты |
||
А.12.3.1. |
Политика испо- |
Должны быть разработаны и внедрены правила |
А.12.3.2. |
Управление |
Для реализации организацией криптографических |
А.12.4. Безопасность системных файлов |
||
А.12.4.1. |
Контроль |
Необходимо обеспечить контроль за процессом |
А.12.4.2. |
Защита данных |
Данные тестирования следует тщательно |
А.12.4.3. |
Контроль |
Доступ к исходным кодам должен быть ограничен |
А.12.5. Безопасность в процессах разработки и поддержки |
||
А.12.5.1. |
Процедуры |
Внесение изменений должно быть проверено с |
А.12.5.2. |
Технический |
При внесении изменений в операционные системы |
А.12.5.3. |
Ограничения на |
Необходимо избегать модификаций пакетов |
А.12.5.4. |
Утечка |
Возможности для утечки информации должны быть |
А.12.5.5. |
Разработка |
Разработка программного обеспеяения с |
А.12.6. Менеджмент технических уязвимостей |
||
А.12.6.1. |
Управление |
Необходимо получать своевременную информацию |
А.13. Управление инцидентами информационной безопасности |
||
А.13.1. Оповещение о нарушениях и недостатках информационной безопасности |
||
А.13.1.1. |
Оповещение о |
О случаях нарушения информационной |
А.13.1.2. |
Оповещение о |
Все сотрудники, подрядчики и пользователи |
А.13.2. Управление инцидентами информационной безопасности и его |
||
А.13.1.1. |
Оповещение о |
О случаях нарушения информационной |
А.13.2.2. |
Извлечение |
Должны быть определены механизмы, позволяющие |
А.13.2.3. |
Сбор |
На случай, если инцидент информационной |
А.14. Управление непрерывностью бизнеса |
||
А.14.1. Вопросы информационной безопасности управления непрерывностью |
||
А.14.1.1. |
Включение |
Должен быть разработан и поддержан управляе- |
А.14.1.2. |
Непрерывность |
События, которые могут стать причиной |
А.14.1.3. |
Разработка и |
Должны быть разработаны и внедрены планы для |
А.14.1.4. |
Структура пла- |
Должна быть создана единая структура планов |
А.14.1.5. |
Тестирование, |
Планы по обеспечению непрерывности бизнеса |
А.15. Соответствие требованиям |
||
А.15.1. Соответствие правовым требованиям |
||
А.15.1.1. |
Определение |
Все применимые нормы, установленные законода- |
А.15.1.2. |
Права на |
Должны быть внедрены соответствующие процеду- |
А.15.1.3. |
Защита учетных |
Важные учетные записи организации должны быть |
А.15.1.4. |
Защита данных |
Защита данных и конфиденциальность |
А.15.1.5. |
Предотвращение |
Должны быть применены меры контроля для |
А.15.1.6. |
Регулирование |
Средства криптографической защиты должны быть |
А.15.2 Соответствие политикам и стандартам безопасности и техническое |
||
А.15.2.1. |
Соответствие |
Руководители должны обеспечить, чтобы все |
А.15.2.2. |
Проверка |
Информационные системы следует регулярно |
А.15.3. Вопросы аудита информационных систем |
||
А.15.3.1. |
Меры управле- |
Требования и процедуры аудита, включающие в |
А.15.3.2. |
Защита инстру- |
Доступ к инструментальным средствам аудита |
--------------------------------
Термин "владелец" (owner) определен как лицо или организация, на которую возложена установленная ответственность управления по контролю производства, разработке, поддержке, использованию и безопасности активов. Термин "владелец" не означает, что данное лицо фактически имеет права собственности на этот актив.
Под словом "трудоустройство" (employment) здесь поняты следующие ситуации: прием на работу (временную или постоянную), назначение на должность или перевод на другую должность, переоформление контрактов или аннулирование каких-либо из этих ситуаций.
В разделах 5 - 15 ИСО/МЭК 17799.2005 приведены рекомендации по реализации и указания с точки зрения передовой практики в отношении поддержки мер управления, изложенных в А.5 - А.15.
Приложение B
(справочное)
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
И РАЗВИТИЯ И НАСТОЯЩИЙ СТАНДАРТ
Принципы, представленные в Руководстве ОЭСР по обеспечению безопасности информационных систем и сетей [1], применимы ко всем уровням политики и эксплуатации, которые определяют безопасность информационных систем и сетей. Настоящий стандарт предлагает концептуальную основу системы менеджмента информационной безопасности для реализации некоторых из принципов ОЭСР с использованием модели PDCA и процессов, описанных в разделах 4, 5, 6 и 8. Принципы ОЭСР и модель PDCA приведены в таблице В.1.
Таблица B.1
ПРИНЦИПЫ ОЭСР И МОДЕЛЬ PDCA
Принцип ОЭСР |
Соответствующий процесс СМИБ и стадия PDCA |
Осведомленность |
Данные мероприятия являются частью стадии |
Ответственность |
Данные мероприятия являются частью стадии |
Реагирование |
Является частью стадии "Проверка" деятель- |
Оценка риска |
Этот вид деятельности является частью |
Разработка и внедрение |
После выполнения оценки рисков выбирают |
Менеджмент безопасности |
Менеджмент рисков представляет собой |
Повторная оценка |
Переоценка (повторная оценка) информаци- |
Приложение C
(справочное)
СРАВНЕНИЕ СТРУКТУРЫ НАСТОЯЩЕГО СТАНДАРТА СО СТРУКТУРАМИ
МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ИСО 9001:2000, ИСО 14001:2004
В таблице C.1 приведено сравнение структур ИСО 9001:2000, ИСО 14001:2004 и настоящего стандарта.
Таблица C.1
СРАВНЕНИЕ СТРУКТУР ИСО 9001:2000, ИСО 14001:2004
И НАСТОЯЩЕГО СТАНДАРТА
┌────────────────────────┬────────────────────────┬──────────────────────┐
│ Настоящий стандарт │ ИСО 9001:2000 │ ИСО 14001:2004 │
├────────────────────────┼────────────────────────┼──────────────────────┤
│ Введение │ Введение │ Введение │
│ Общие положения │ Общие положения │ │
│ Процессный подход │ Процессный подход │ │
│ │ Связь с ИСО 9004 [9] │ │
│ Возможность совместного│ Совместимость с другими│ │
│использования с другими │системами менеджмента │ │
│системами управления │ │ │
├────────────────────────┼────────────────────────┼──────────────────────┤
│ 1. Область применения │ 1. Область применения │ 1. Область применения│
│ 1.1. Общие положения │ 1.1. Общие положения │ │
│ 1.2. Применение │ 1.2. Применение │ │
├────────────────────────┼────────────────────────┼──────────────────────┤
│ 2. Нормативные ссылки │ 2. Нормативные ссылки │ 2. Нормативные ссылки│
├────────────────────────┼────────────────────────┼──────────────────────┤
│ 3. Термины и │ 3. Термины и │ 3. Термины и │
│определения │определения │определения │
├────────────────────────┼────────────────────────┼──────────────────────┤
│ 4. Система менеджмента │ 4. Система менеджмента │ 4. Требования системы│
│информационной │качества │управления в области │
│безопасности │ │охраны окружающей │
│ │ │среды │
│ 4.1. Общие требования │ 4.1. Общие требования │ 4.1. Общие требования│
│ 4.2. Разработка СМИБ. │ │ │
│Управление СМИБ │ │ │
│ 4.2.1. Разработка СМИБ │ │ │
│ 4.2.2. Внедрение и │ │ 4.4. Внедрение и │
│функционирование СМИБ │ │эксплуатация │
│ 4.2.3. Проведение │ 8.2.3. Мониторинг и │ 4.5.1. Мониторинг и │
│мониторинга и анализа │измерение процессов │измерение │
│СМИБ │ 8.2.4. Мониторинг и │ │
│ │измерение продукции │ │
│ 4.2.4. Поддержка и │- │- │
│улучшение СМИБ │ │ │
│ 4.3. Требования к │ 4.2. Требования к │ │
│документации │документации │ │
│ 4.3.1. Общие положения │ 4.2.1. Общие положения │- │
│ │ 4.2.2. Руководство по │ │
│ │качеству │ │
│ 4.3.2. Управление │ 4.3.2. Управление │ 4.4.5. Меры контроля │
│документами │документацией │документации │
│ 4.3.3. Управление │ 4.2.4. Управление │ 4.5.4. Меры контроля │
│записями │записями │в отношении учетных │
│ │ │записей │
├────────────────────────┼────────────────────────┼──────────────────────┤
│ 5. Ответственность │ 5. Ответственность │ │
│руководства │руководства │ │
│ 5.1. Обязательства │ 5.1. Обязательства │ │
│руководства │руководства │ │
│ │ 5.2. Ориентация на │ │
│ │потребителя │ │
│ │ 5.3. Политика в области│ 4.2. Политика в │
│ │качества │области охраны │
│ │ │окружающей среды │
│ │ 5.4. Планирование │ 4.3. Планирование │
│ │ 5.5. Ответственность, │ │
│ │полномочия и обмен │ │
│ │информацией │ │
│ 5.2. Управление │ 6. Управление ресурсами│ │
│ресурсами │ │ │
│ 5.2.1. Обеспечение │ 6.1. Обеспечение │ │
│ресурсами │ресурсами │ │
│ │ 6.2. Человеческие │ │
│ │ресурсы │ │
│ 5.2.2. Подготовка, │ 6.2.2. Компетентность, │ 4.4.2. Обучение, │
│осведомленность и │осведомленность и │осведомленность и │
│квалификация персонала │подготовка │компетентность │
│ │ 6.3. Инфраструктура │ │
│ │ 6.4. Производственная │ │
│ │среда │ │
├────────────────────────┼────────────────────────┼──────────────────────┤
│ 6. Внутренние аудиты │ 8.2.2. Внутренние │ 4.5.5. Внутренний │
│СМИБ │аудиты (проверки) │аудит │
├────────────────────────┼────────────────────────┼──────────────────────┤
│ 7. Анализ СМИБ со │ 5.6. Анализ со стороны │ 4.6. Контрольный │
│стороны руководства │руководства │анализ со стороны │
│ │ │руководства │
│ 7.1. Общие положения │ 5.6.1. Общие положения │ │
│ 7.2. Входные данные для│ 5.6.2. Входные данные │ │
│анализа СМИБ │для проведения │ │
│ │контрольного анализа │ │
│ 7.3. Выходные данные │ 5.6.3. Выходные данные │ │
│анализа СМИБ │контрольного анализа │ │
├────────────────────────┼────────────────────────┼──────────────────────┤
│ 8. Улучшение СМИБ │ 8.5. Совершенствование │ │
│ 8.1. Постоянное │ 8.5.2. Непрерывное │ │
│улучшение │совершенствование │ │
│ 8.2. Корректирующие │ 8.5.3. Корректирующие │ │
│действия │действия │ │
│ 8.3. Предупреждающие │ 8.5.4. Превентивные │ 4.5.3. Несоответст- │
│действия │действия │вие, коррективные и │
│ │ │превентивные действия │
├────────────────────────┼────────────────────────┼──────────────────────┤
│ Приложение A. Цели и │- │ Приложение A. │
│меры управления │ │Руководство по │
│ │ │использованию этого │
│ │ │стандарта │
├────────────────────────┼────────────────────────┼──────────────────────┤
│ Приложение B. Принципы │- │- │
│ОЭСР и настоящий │ │ │
│стандарт │ │ │
├────────────────────────┼────────────────────────┼──────────────────────┤
│ Приложение C. Сравнение│ Приложение A. Соответ- │Соответствие между │
│структуры настоящего │ствие ИСО 9001:2000 и │ИСО 14001:2004 и │
│стандарта со структурами│ИСО 14001:2004 │ИСО 9001:2000 │
│международных стандартов│ │ │
│ИСО 9001:2000, │ │ │
│ИСО 14001:2004 │ │ │
├────────────────────────┼────────────────────────┼──────────────────────┤
│ Приложение D. Сведения │- │- │
│о соответствии │ │ │
│национальных стандартов │ │ │
│Российской Федерации │ │ │
│ссылочным международным │ │ │
│стандартам │ │ │
└────────────────────────┴────────────────────────┴──────────────────────┘
Приложение D
(справочное)
СВЕДЕНИЯ О СООТВЕТСТВИИ НАЦИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ССЫЛОЧНОМУ МЕЖДУНАРОДНОМУ СТАНДАРТУ
Таблица D.1
Обозначение |
Обозначение и наименование соответствующего |
ИСО/МЭК 17799:2005 |
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17799-2005 |
БИБЛИОГРАФИЯ
[1] ОЭСР. Руководство по обеспечению безопасности информационных систем и
сетей. Совершенствование безопасности. - Париж: ОЭСР, июль 2002
OECD, Guidelines for the Security of Information Systems and Networks -
Towards a Culture of Security. Paris: OECD, July 2002. www.oecd.org
[2] ИСО 9001:2000 Система менеджмента качества. Требования
(Quality management systems - Requirements)
[3] ИСО 14001:2004 Системы управления окружающей средой.
Требования и руководство по применению
(Environmental management systems -
Requirements with guidance for use)
[4] ИСО/МЭК 13335-1.2004 Информационная технология. Методы
обеспечения безопасности. Управление
безопасностью информационных и
телекоммуникационных технологий. Часть 1.
Концепция и модели управления безопасностью
информационных и телекоммуникационных
технологий (Information technology -
Security techniques - Management of
information and communications technology
security - Part 1: Concepts and models for
information and communications technology
security management)
[5] ИСО/МЭК ТО 18044.2004 Информационная технология. Методы
обеспечения безопасности. Управление
инцидентами информационной безопасности
(Information technology - Security
techniques - Information security incident
management)
[6] Руководство Управление риском. Словарь. Руководящие
ИСО/МЭК 73:2002 указания по использованию в стандартах (Risk
management - Vocabulary - Guidelines for use
in standards)
[7] ИСО/МЭК ТО 13335-3:1998 Информационная технология. Рекомендации по
управлению безопасностью информационных
технологий. Часть 3. Методы управления
безопасностью информационных технологий
(Information technology - Guidelines for the
management of IT Security - Part 3:
Techniques for the management of IT
security)
[8] ИСО 19011:2002 Руководящие указания по аудиту систем
менеджмента качества и/или систем
экологического менеджмента (Guidelines for
quality and/or environmental management
systems auditing)
[9] ИСО 9004:2000 Системы менеджмента качества. Рекомендации
по улучшению деятельности (Quality
management systems - Guidelines for
performance improvements)